Как открыть продуктовый магазин - от выбора формата до заказа неоновой вывески
Что бы ни происходило, люди не перестанут есть, а это значит, что продуктовые магазины всегда будут востребованы. В этой статье мы расскажем о том, как открыть свой продуктовый магазин и не утонуть в штрафах и предписаниях с первых дней работы. Поговорим о многом — от выбора формата и помещения до заказа неоновых вывесок для него. Разумеется, охватить все вопросы в одной статье мы не сможем, но постараемся сказать о самом главном
Выбор формата магазина
Такому минимаркету точно не повредит неоновая вывеска в оконном проеме
Такому минимаркету точно не повредит неоновая вывеска в оконном проеме

Продуктовые магазины и могут сильно отличаться по типу товаров, ценовой категории, товарообороту и номенклатуре. Наиболее распространёнными форматами продуктовых магазинов являются:

  • Продуктовые магазины шаговой доступности. Как правило, они располагаются в отдельных зданиях или на первых этажах жилых домов в жилых микрорайонах. Площадь такого магазина, как правило, от 15 до 30 квадратных метров, в нем работает 1-2 человек. Основу ассортимента составляют продукты первой необходимости, а также выпечка, сигареты и легкий алкоголь. Покупатели не отбирают товары в корзину, а получают их от продавца, который стоит за прилавком.

  • Мини-маркеты. Это продуктовые магазины, которые располагаются в жилых районах, имеют площадь порядка 60 квадратных метров. Ассортимент продуктов сравнительно большой. В минимаркете, в принципе, можно купить почти все продукты и что-то из других товаров повседневного спроса, хотя каждый продукт представлен всего в двух-трёх наименованиях. В отличие от магазина у дома, где покупатель обращается к продавцу, и тот даёт ему товар с полки, в мини-маркете покупатели самостоятельно отбирают товары в корзину и несут их к кассе.

  • Гастроном. Гастрономический магазин состоит из нескольких отделов: мясного, молочного, хлебного, бакалейного и так далее. Потребители выбирают и оплачивают товары в каждом отделе. Сегодня этот формат встречается не очень часто, поскольку это не совсем удобно и для продавца, и для покупателя.
  • Супермаркеты и гипермаркеты. Это магазины с несколькими продуктовыми отделами и большим ассортиментом, в который входят не только продукты, но также бытовая химия, косметика, игрушки, средства личной гигиены, бельё и многое другое. Покупатели перемещаются по единому торговому залу с корзинками или тележками и затем оплачивают все выбранные покупки на кассе.

  • Специализированные продуктовые магазины. Это продуктовые магазины, которые специализируются на одном из видов продукции: мясные, рыбные, реже овощные и бакалейные. Кроме того, в эту категорию входят булочные.

  • Выбирать тип магазина следует исходя из того, какие помещения вам доступны, в каком месте вы планируете открываться и сколько денег готовы вложить.
Выбор организационной формы

Открыть продуктовый магазин может как общество с ограниченной ответственностью, так и индивидуальный предприниматель. Однако есть некоторая разница.

ИП
Индивидуальный предприниматель регистрирует бизнес на себя, является его единственным владельцем и отвечает по обязательствам всем своим имуществом. Ему не нужна зарплатная отчётность, если он работает один. Бухгалтерская отчётность сравнительно проста, штрафы небольшие Однако в продуктовом магазине индивидуальный предприниматель может продавать только некрепкий алкоголь. Лицензию на продажу крепкого алкоголя индивидуальный предприниматель не получит.
Юридическое лицо
ООО или иное юридическое лицо может иметь несколько учредителей с разными долями, один из которых может быть руководителем, но также учредители могут нанять отдельного генерального директора. Отчётность сложнее даже при УСН. ООО должны вести бухучёт и отчитываться по нему. Зарплатная отчётность необходима даже в том случае, если руководитель не нанимает сотрудников и работает сам. Штрафы выше, фискальная нагрузка немного больше. Зато ООО могут получить лицензию на продажу крепкого алкоголя и торговать им, а это важно.
Что нужно для регистрации магазина?

Выбор кода ОКВЭД


Индивидуальный предприниматель и ООО могут осуществлять деятельность только по тем направлениям, которые указаны в регистрационных документах. Эти направления обозначаются в том числе кодами ОКВЭД.


Общий код для продуктовых магазинов — 47.11. Этот код включает розничную торговлю табачными изделиями и напитками. Однако для специализированных магазинов могут потребоваться другие коды - например, для торговли мясом и мясопродуктами продуктами необходимо указывать код 47.22, а для торговли рыбой и рыбными продуктами — 47.23.


Выбор системы налогообложения


Выбор системы налогообложения чрезвычайно важен, потому что от этого зависит, сколько налогов вы будете платить. Если своевременно не выбрать систему налогообложения и не подать заявление в налоговую, налоговая служба зарегистрирует вас по общей системе налогообложения, самой сложной и наименее выгодной для небольших компаний. Поэтому при открытии продуктового магазина предпринимателю или организации лучше выбрать один из специальных налоговых режимов — УСН или ПСН


Подача документов


Для открытия ИП необходимо подать:


  • заявление Р21001;
  • заявление на выбор налогового режима;
  • паспорт физического лица, который становится индивидуальным предпринимателем;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины в размере 800 рублей.

Для регистрации ООО необходимо подать:


  • заявление Р14001;
  • заявление на выбор налогового режима;
  • устав в двух экземплярах;
  • решение об открытии магазина продуктов в том случае, если у ООО один учредитель, или протокол решения, если учредителей несколько;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины 4000 рублей.
Выбор помещения

Выбор помещения критично важен, потому что он влияет не только на формат магазина, но также и на его будущую работу. При выборе помещения учитывайте основные потоки потенциальных покупателей, которые проходят рядом с этим зданием и видимость вашего магазина в потоке


Бывает и так, что поток проходит буквально в 20 метрах, а магазин не получает из него практически ничего. Люди просто не видят. Поэтому перед заключением договора аренды стоит потратить несколько дней на анализ того, сколько людей каждый день будет проходить мимо вашего магазина и куда они будут смотреть.


Есть маленькие хитрости, которые стоит учитывать при выборе помещения.


1. Ступеньки. Считается, что каждая ступенька снижает выручку общепита примерно на 10%. Для продуктовых магазинов этот показатель работает не так строго. Однако, если к вашему магазину ведёт несколько ступенек, они, скорее всего, заметно снизят количество покупателей. Продуктовый магазин на втором этаже вообще не имеет шансов на выживание


2. Наличие стеклянной витрины. Большая стеклянная витрина, в которой вы можете разместить неоновую вывеску или другую наружную рекламу, привлечёт к вам большое количество покупателей, а это важно.


3. Наличие места для парковки. Место для парковки гарантирует, что рядом с вашим магазином есть где припарковаться; к вам будут не только приходить, но и приезжать. Если при этом вы сможете организовать выезд из магазина с тележкой к месту парковки, вы получите больше клиентов с большим чеком.

Неоновые вывески отлично дополняют интерьер торговых залов

Какие требования предъявляются к помещениям для продуктовых магазинов?


Разные проверяющие организации предъявляют разные требования. Так, пожарная служба потребует:


  • установить систему пожаротушения и пожарную сигнализацию;
  • назначить ответственность за пожарную безопасность в магазине;
  • определить порядок эвакуации и утвердить его план в соответствии с ГОСТом (и, разумеется, разместить схемы);
  • обеспечить отдельный выход из магазина для выгрузки продукции.

Подробные требования по пожарной безопасности описаны в постановлении правительства № 1479.


Санитарная эпидемиологическая станция потребует:


  • разработать систему зонирования торгового пространства с выделением помещений для складов, санузла, хранения инвентаря и торговой зоны;
  • оборудовать и спроектировать и установить в систему вентиляции, водоснабжения, канализации и звукоизоляции соответствующие нормы;
  • выделить ёмкости и место для бытовых отходов
  • обеспечить все необходимые условия для поддержания правильного температурного режима в торговых зонах, холодильниках и на складах;
  • сформировать порядок производственного контроля.

Подробные требования, которые санстанция предъявляет к продуктовым магазинам, представлены в СП 2.3.6.3668-20.


Кроме того, в каждом магазине необходимо оборудовать уголок потребителя, где должны быть представлены


  • закон о защите прав потребителя;
  • книга жалоб и предложений;
  • распечатка норм розничной торговли;
  • заверенная копия выписки из государственного реестра ИП или ООО;
  • копия лицензии на продажу алкоголя, если он продаётся в магазине;
  • номера телефонов экстренных служб;
  • номер телефона Роспотребнадзора;
  • журнал проверок.
Не сомневайтесь, и сотрудники пожарной службы, и сотрудники Роспотребнадзора и Санпина неоднократно придут к вам в магазин, чтобы проверить соблюдение всех норм и требований. Если вы пройдёте все проверки, вам органы выдадут соответствующее заключение.
Получение лицензии на продажу алкоголя
Неоновые вывески отлично дополняют интерьер торговых залов
В соответствии с законом 171 ФЗ для продажи алкоголя в продуктовом магазине необходима лицензия. Исключение составляют медовуха, пуаре, сидр, пиво и пивные напитки. Эти напитки можно продавать без лицензии.

Индивидуальные предприниматели не могут получить лицензию на продажу крепкого алкоголя, и поэтому ИП может продавать в своём магазине только вина, игристые напитки собственного производства, а также перечисленные выше слабоалкогольные напитки. Лицензию на крепкие напитки может получить только юридическое лицо.

Требования к юрлицам для получения лицензии на продажу алкоголя:

  • минимальный уставной капитал – миллион рублей;
  • отсутствие недоимок и долгов по налогам и штрафам;
  • минимальная площадь торгового помещения и склада – 50 квадратных метров;
  • арендный договор заключен на срок больше 12 месяцев.

Кроме того, должно выдерживаться расстояние от детских садов, медицинских и спортивных организаций, школ, вокзалов и аэропортов. В разных регионах минимальное расстояние может быть разным.
Поиск и наем сотрудников
Неоновые вывески отлично дополняют интерьер торговых залов


Выбор продавцов, завмага и других сотрудников для магазина – это тема для отдельного и очень долгого материала. Поговорим лишь о том, какие требования предъявляет закон.


1. Предприниматель должен зарегистрироваться в социальном фонде в течение месяца после найма первого работника и выплачивать за работников все необходимые социальные взносы. Юридические лица ставят на учёт ФСС при регистрации.


2. Сотрудники в штат должны наниматься в соответствии с трудовым договором и оформлением медицинских книжек.


3. Сведения о работниках должны передаваться в ПФР.


4. В магазине необходимо разработать порядок охраны труда, провести оценку рабочих условий, завести соответствующие журналы и инструкции, проводить инструктажи.

Особенности работы с товарами разных категорий
Неоновые вывески отлично дополняют интерьер торговых залов
Практически любой товар, который продаётся в продуктовом магазине, должен сопровождаться документацией. Накладные и сертификаты должны храниться в бумажном виде. Документы на алкоголь, табачную продукцию и товары животного происхождения должны храниться в электронном виде в соответствующих системах.
Данные по продуктас животного происхождения хранятся в регулирующей системе Меркурий, табак — в системе Честный Знак, алкоголь — в системе ЕГАИС. Если вы будете продавать товары этих категорий, вам понадобится зарегистрироваться в соответствующих системах. И это тоже потребует определенных затрат.

Следует также помнить, что все товары должны реализовываться в соответствии со сроками годности. Непроданные товары с истёкшими сроками годности должны быть утилизированы в соответствии с санитарными нормами или возвращены поставщикам.

Продвижение продуктового магазина
Неоновые вывески отлично дополняют интерьер торговых залов
Если вы открываете небольшой продуктовый магазин, его лучшей рекламой будет хороший ассортимент, приветливые продавцы и приемлемые цены.

Однако серьезные вложения в продвижение в таких случаях не оправданы, потому что, как правило, за продуктами заходят либо в магазин, который находится по соседству, либо потому что проходят мимо. Никто не поедет в обычный магазин продуктов за несколько километров. Исключение составляют гипермаркеты с большими акциями и низкими ценами.

Вместе с тем, некоторые вещи действительно могут помочь вам привлечь новых покупателей и увеличить выручку.

Интерьер

В первую очередь это оформление интерьера и освещение. Чистота, хороший ремонт и умеренно яркое освещение делают интерьер более привлекательным.

Одним из вариантов оформления интерьеров, который нечасто используют владельцы торговых магазинов, может быть неоновая реклама. Это могут быть неоновые надписи или вывески с изображением продуктов в отделах, либо забавные надписи на стенах. В этом мы можем вам помочь. Neon Bar занимается производством неоновых вывесок, в том числе и для магазинов. У нас можно купить как готовые неоновые вывески со стандартными надписями и изображениями, так и сделать неоновую вывеску на заказ.


Вывеска на фасаде здания

Обычная информационная вывеска с надписью «Продукты» и часами работы едва ли привлечёт к вам много клиентов. Поэтому вам понадобится рекламная вывеска.
Это может быть неоновая вывеска, лайтбокс, обычная несветовая вывеска или любой другой носитель. Важно только, чтобы он был ярким, привлекал внимание и хорошо читался на большом расстоянии, в том числе и в тёмное время суток. Безусловно, неоновые надписи и вывески в этом смысле вне конкуренции. Однако мы не будем скрывать, что возможны и другие варианты.


Помните, что рекламная неоновая вывеска, которая располагается на фасаде здания, должна быть согласована в местном отделе архитектуры. Исключение составляют вывески, которые располагаются в витринах и оконных проёмах. Их согласовывать не нужно.

Стоимость вывески зависит от её размера, сложности изготовления. Если речь идёт о вывеске из гибкого неона, то небольшой светильник может стоить 2000 рублей, а большая вывеска длиной полтора метра около 20-30 тысяч рублей.

30 тысяч рублей могут показаться сравнительно большой суммой, однако надо понимать, что такая вывеска, скорее всего, будет работать на вас много лет и довольно быстро окупится за счет привлечения новых клиентов.

Кроме того, вы можете привлечь новых покупателей, используя рекламу в лифтах и на специальных счетах в районе, прилегающей к вашей торговой точке.

Если у вас есть эксклюзивный ассортимент или акции, которые способны привлечь покупателей издалека, при помощи рекламы в транспорте или местных группах в социальных сетях.